1. Рассказ экскурсовода. Портфель экскурсовода

РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА

 

Показ в экскурсии неотделим от рассказа экскурсовода. Их сочетание может быть различным.

Освещение подтемы можно начинать с изложения общетеоретических вопросов, используя время переезда от одного объекта к другому. В таком случае показ объекта служит иллюстрацией уже известного экскурсантам положения.

Однако значительно эффективнее прийти к общим положениям на примере анализа экскурсионного объекта. Рассказ экскурсовода, так же как и показ, строится на дидактических принципах, систематичности и последовательности изложения знаний, перехода от известного к неизвестному.

Формы рассказа в экскурсии могут быть различными, однако в основе любой из них должны лежать взаимосвязь, взаимопроникновение рассказа
и показа. Рассказ не должен быть самодовлеющим. В экскурсии чаще всего употребляются такие приемы рассказа, как справка, описание или
характеристика объекта, объяснение, комментирование.

Экскурсионная справка — сжатое изложение основного фактического материала об объекте. Например, телевизионная башня в Останкине (Москва) построена в 1967 г. Высота башни — 537 м, конструктор Н. Никитин, архитекторы А. Баталов и Д. Бурдин.

Особенно широко применяются справки в многоплановых (обзорных) экскурсиях. Справка должна фиксировать главное и быть лаконичной. В многоплановой (обзорной) экскурсии не следует сообщать экскурсантам много цифр, имен, дат. Выбрав из них наиболее существенные, желательно связать их с материалом, который хорошо известен слушателям.

При значительном числе архитектурных сооружений, включенных в маршрут экскурсии, точную датировку зданий лучше заменять указанием на столетие или десятилетие (для советского времени) постройки. Размеры зданий следует давать лишь при характеристике уникальных сооружений, заменяя их сравнительными данными (например, в два раза выше окружающих зданий и т. д.).

Описание или характеристика объекта

Описание, то есть последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта, сочетается с приемом характеристики, то есть выявления наиболее существенных его сторон. Например, телевизионная башня в Останкине входит в комплекс Общесоюзного телецентра имени 50-летия Октября. Она состоит из бетонного ствола высотой 384 м, над которым поднимается огромная металлическая труба — антенна высотой в 50-этажный дом.

Телевизионная башня упирается в землю десятью бетонными опорами, каждая из которых выдерживает нагрузку в. 3,5 тыс. тонн. Скоростные лифты поднимают туристов на смотровые площадки, устроенные на разных уровнях.

До самой верхней надо подниматься 80 секунд. На высоте 320 метров башню обнимает кольцо трехэтажного ресторана «Седьмое небо», в трех его ярусах помещается 300 посетителей, Ресторан медленно вращается вокруг башни. Б обычную погоду башня отклоняется по оси в ту или другую сторону на 2 метра, если же налетит ураган, вершина башни может качнуться до 13 метров.

Прием объяснения

Объяснение — прием освещения внутренних связей объекта, выявления причин какого-либо факта, явления. Например, прочность бетонного ствола Останкинской башни достигнута тем, что он армирован 10 тысячами стальных тросов. Устойчивость башни обеспечивается ее особой конструкцией: в основе башни лежит как бы «плавающий» в грунте стилобат, то есть опорная плита, на которую равномерно распределяется колоссальное давление башни.

Наиболее часто прием объяснения применяется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, природоведческих экскурсиях. Важное место этот прием занимает в системе методических приемов, которые используются в экскурсиях со школьниками.

Прием комментирования (репортажа)

В тех случаях, когда объект демонстрируется в процессе развития или движения (движение автотранспорта по городской магистрали, показ машин и механизмов на производстве и т. д.), применяется так называемое комментирование или форма репортажа.

Для него характерны динамичность, быстрая смена зрительных аспектов и самих экскурсионных объектов, что, в свою очередь, обуславливает предельный лаконизм и точность рассказа экскурсовода.

ДВИЖЕНИЕ В ЭКСКУРСИИ

Наряду с показом и рассказом специфику экскурсии составляет движение. При этом имеется в виду не просто перемещение экскурсантов от одного объекта к другому, а роль движения как особого методического приема в процессе экскурсии. С его помощью познается экскурсионный объект и закрепляются знания.

Так, например, обход здания, подъем на гору или искусственное сооружение не только позволяют более правильно представить их размер, высоту и т. д., но и эмоционально обогащают и укрепляют эти представления.

Психологи считают, что благодаря двигательной деятельности человек пристальнее задерживается на деталях вещей, которые ускользают от его взора при одном только зрительном их восприятии. Поэтому в ходе движения экскурсанты воспринимают объект более полно, чем в статичном состоянии. Процесс восприятия при этом складывается из различных ощущений (зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).

Однако в основе его лежат зрительные ощущения. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсанта многоплановый и более точный образ экскурсионного объекта (здание, памятник, картина), позволяет выявить его функциональные и эстетические связи с окружающей средой, определить оптимальные условия экскурсионного восприятия.

Скорость движения влияет на характер и точность восприятия экскурсантами окружающего пространства. Быстрое перемещение с помощью транспорта по определенным маршрутам позволяет создать единое впечатление от далеко расположенных участков городской застройки, суммируя и сопоставляя разобщенные части города. Тем самым представления об одном и том же городе у экскурсантов, принимавших участие, например, в автобусной и пешеходной экскурсиях, будут различные и могут дополнять друг друга. Кроме того, передвижение экскурсантов означает смену впечатлений, вносит элемент отдыха в процесс познания, а в ходе пешеходной экскурсии составляет приятную физическую нагрузку, которая нередко обладает целебными свойствами (природоведческие экскурсии по заповедникам, паркам, берегам рек, озер, морей и т. ДО-

 

 

Прием реконструкции

К числу распространенных приемов проведения экскурсии относится так называемый прием реконструкции. Он заключается в воспроизведении события или исторической эпохи путем образного рассказа.

Вот, например, как характеризует экскурсовод обстановку, которая окружала поэта Эдуарда Багрицкого в Одессе: «Представьте себе, что вы подходите к этой двери, спускаетесь по ступенькам вниз — попадаете в небольшую комнату с темными углами, заставленную громоздкой мебелью. Всюду клетки с птицами. Свист, щебетание, птичий гомон. Высокий, угловатый юноша поднимается навстречу…».

В данном случае экскурсовод применил психологический прием соучастия, с помощью которого он как бы делает экскурсанта действующим лицом определенной ситуации.

Следует помнить, что использование условности и даже фантастичности ситуации (представим, что мы с вами находимся на Красной площади 6 июня 1671 года — в день казни Степана Разина) не снимает с экскурсовода при этом обязанности быть исторически достоверным, основываться на данных науки.

Главным образом прием словесной реконструкции употребляется в тех случаях, когда экскурсионный объект не сохранился или недостаточен для раскрытия темы. Этот прием помогает экскурсантам представить объект в первоначальном виде, отделяет позднейшие изменения, перестройки, реконструкции и т. д. или, напротив, позволяет вообразить, каким будет объект в будущем.

Прием локализации событий

«Здесь, за этим столом был завершен труд Льва Толстого «Война и мир», — говорит
экскурсовод.

Этот прием привязки события к определенному месту — один из основных методических приемов, наиболее полно отражающий сущность экскурсии.

Он заключается в установлении связи между известными экскурсантам событиями и фактами и определенной местностью, конкретным объектом, заключении этого события в топографическую оправу, придании сообщаемой экскурсоводом информации наглядного характера. Обычно в экскурсиях констатация этой связи сочетается с приемами анализа местности, объекта, их зрительной реконструкции в той последовательности, которая предусмотрена логикой повествования о событии.

Естественно, что эффективность приема локализации зависит от масштаба и исторического значения событий, а также от уровня знаний, культурного кругозора экскурсантов. Он может быть применен только при условии знакомства экскурсантов с фактами, о которых рассказывает экскурсовод.

Прием локализации событий обладает особенно сильным эмоциональным воздействием, получившим отражение в специальном экскурсионном термине «власть места».

Действенность этого приема усиливает эффект неожиданности, внезапность появления объекта в поле зрения экскурсанта.

Прием сравнения

Прием сравнения заключается в сопоставлении различных признаков одного и того же объекта или разных объектов между собой. Сравнение можно проводить как по сходству, так и по контрасту.

Этот прием широко используется для того, чтобы подчеркнуть величину объекта, его высоту, градостроительное значение и т. д. (Например, сообщение экскурсовода о том, что высота башни одинакова с расположенным напротив 8-этажным зданием, запомнится лучше, чем цифра).

Прием литературного монтажа

Этот прием заключается в подборе различных частей литературных произведений одного или нескольких авторов в одно художественное и смысловое целое с целью дать более яркую образную характеристику экскурсионному объекту, событиям или лицам, с ним связанным.

Цитирование в экскурсии

Цитирование, то есть воспроизведение отрывков из литературных произведений, воспоминаний, документов и других источников, широко применяется в экскурсиях.

Не следует злоупотреблять цитатами в экскурсии. Увеличение количества и размера цитат может нарушить единство рассказа и показа в экскурсии, придать рассказу самодовлеющий характер. Цитаты целесообразно выписать на карточки для удобства пользования ими во время экскурсии. Текст цитат лучше выучить наизусть.

Составление «портфеля экскурсовода»

В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста — заведующего методическим кабинетом бюро — изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В «портфель экскурсовода» могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.