4. Аспекты речевого этикета. Этикетные формулы типичных ситуаций в
туристическом дискурсе.

Особенности речевою повеления тесно связаны с языком, е помощью которого они реализуются, и с обществом, которое их использует. Эти связи определяют аспекты изучения речевого этикета.

Во-первых, речевой этикет связан с человеком, а именно с процессами мышления. Этикет можно рассматривать с точки зрения порождения текста. В ходе тех или иных мыслительных операций говорящий выбирает те высказывания, которые наиболее подходят для данной ситуации.

Во-вторых, речевой этикет можно рассматривать с точки зрения социолингвистики, т.к. он связан с обществом и зависит от социальных ролей говорящего. Социальная роль человека может варьироваться в зависимости от того, в какую группу людей он попадает: человек может выступать пешеходом, клиентом банка, кассиром и т.д. Однако есть постоянные социальные роли, которые определяются по возрасту, по иолу, но роду занятий в целом (рабочий, интеллигент), по месту жительства (горожанин, селянин) и т.п. По тем или иным речевым формулам можно составить небольшое «портфолио» человека. Если говорящий употребляет сленг, то, скорее всего, он относится к подростковой группе. Если говорящий использует много технических терминов в речи, то, возможно, он работает инженером и т.д.

Речевой этикет теснейшим образом связан е языковыми средствами, е помощью которых он реализуется — с этой позиции рассматривает нормы речевого поведения стилистика. Она изучает стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, научный. Каждый стиль располагает своим специфическим набором языковых единиц. Например, разговорный стиль предполагает чрезмерное употребление местоимений, простейших синтаксических конструкций, повышенную эмоциональность и т.д. Этикетные формулы для данного стиля свои: непринуждённые фразы типа «ну пока», «как жизнь». Их изучением также занимается стилистика и культура речи.

Значительным аспектом изучения речевого этикета является лингвострановедческий аспект. С этой точки зрения речевой этикет — это специфический набор речевых действии, характерных для конкретного народа. Лингвострановеденис изучает этикет как составную часть истории и как характерную особенность того или иного народа.

 

. Этикетные формулы типичных ситуаций

Изучение правил речевого этикета начинается с усвоения типичных ситуаций общения. В рамках таких ситуаций всегда используются похожие речевые формулы и конструкции, которые служат началом-концом общения, располагают собеседника к себе и создают комфортную коммуникативную атмосферу.

Первая ситуация — знакомство или представление.

Допустим, вы находитесь на каком-либо приеме, где почти никою не знаете. Попробуйте визуально выбрать из толпы общительного человека, который мог бы познакомить вас с остальными. Поздоровайтесь с ним и представьтесь. Стиль общения подбирайте в зависимости от того, какой прием — дружеский или официальный. В ходе беседы расскажите собеседнику о том, что вы в этой компании впервые и попросите его помочь вам завести новые знакомства. На этом ваш разговор не должен быть закончен — попробуйте найти общие интересы с этим человеком и т.д.

Вообще просьбы о помощи способствую знакомст ву во многих местах. В салоне сотовой связи попросите помочь вам подобрать оператора. На улице попросите показать дорогу.

Хорошим началом разговора может стать комплимент собеседнику: «V’ вас очень красивая и в тоже время вместительная сумка. Я давно ищу такую.

168

Поделитесь секретом, где Вы её приобрели?». Мужчине можно сделать комплимент о его физической форме, женщине — о том, как она выглядит.

Для знакомства подходят и традиционные «дежурные» фразы: «Сегодня невыносимая погода!»,«Прекрасная погода, да?», «Мы не могли встречаться раньше?»

Легкость при знакомстве не гарантирует вам непринужденного общения. Постарайтесь задавать такие вопросы, чтобы узнать мнение собеседника но тому или иному поводу, будь кино или политика. Единственное: не пытайтесь сразу же касаться личной жизни — подобные разговоры могут оттолкнуть человека. Старайтесь быть ненавязчивым. Таким образом, вы с лёгкостью определите интересы собеседника.

Чтобы стать ценным собеседником, следует иметь несколько полезных качеств. Во-первых, необходимо быть хорошо осведомлённым в разных областях: в музыке, фильмах, политике, спорте. Во-вторых, надо уметь слушать, проявляя свою заинтересованность кивками головы, восклицаниями «И что же было дальше?», «Невероятно» и т.д. В-третьих, не старайтесь быть умнее собеседника. В-четвёртых, не стесняйтесь сказать собеседнику о том, чего не знаете. «Невероятно! Впервые об этом слышу, расскажите подробнее!» — отличный маневр, чтобы продолжить общение.

Помните несколько правил ведения беседы:

  • Помните, что не нужно сразу же говорить только о себе. Если собеседник интересуется вами, ответьте на его вопросы кратко. А затем незаметно переведите разговор на более общую тему. Если вы пишете стихи, музыку и прочее, то не заставляйте собеседника выслушивать их.
  • Личные проблемы и физиологические темы обсуждайте только с близкими людьми.
  • Не сплетничайте о других людях и их слабостях.
  • Разговор должен быть интересным всем участником общения.
  • Если чувствуете, что вас не слушают, то прервите разговор.
  • Исключите излишнюю эмоциональность, говорите внятно и смотрите собеседнику в глаза.
  • Не отделяйтесь с одним человеком или группой людей от остального общества:                                                                        в большой компании не принято секретничать. Ни в коем случае в компании людей, говорящих на родном языке, не говорите с кем-либо на другом языке.

Рассмотрим наиболее распространенные речевые жанры и соответствующие им этикетные формулы.

Одна из типичных ситуаций — приглашение. Вое пользуйтесь формулами, соответствующими характеру отношений, официальных или дружеских: «Разрешите/позвольте/могу ли я пригласить вас…», «Приходите на праздник/приём/встречу», «Будьте моим гостем послезавтра в …», «Вуду рад видеть вас…» Не скупитесь на слова, и человек обязательно примет приглашение.

Очень часто человек сталкивается с необходимостью поздравить кого- либо. В обиходно-бытовом общении, как правило, с жанром поздравления проблем не возникает: на крайний случай, можно воспользоваться интернетом, чтобы найти подходящее поздравление. В деловом общении рекомендуется употреблять такие формулы, как: «Разрешите/позвольте поздравить вас с…», «Примите мои поздравления…», «Искренне поздравляю…» и т.д.

Чтобы о чём-то попросить человека, будьте крайне вежливы, не забывайте про слово «пожалуйста». Начните просьбу со слов: «Если Вас не затруднит…», «Сделайте одолжение…», «Будьте добры,’любезны…», «Не могу ли я попросить Вас…», «Очень прошу Вас об одолжении…», «Пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы…», «Могу я вас попросить…», «Вас не затруднит…», «Если вам не трудно…»

Иностранные гости часто замечают в руеском общении излишнюю императивность, директивность, даже по отношению к незнакомым людям. Когда вы легко одеты, возникает большая вероятность того, что кто-либо

незнакомый на улице или в общественном транспорте обратит на это внимание и посоветует в следующий раз одеться теплее. Особенно так любя г поступать пожилые люди. В официальном и полуофициальном общении советы и предложения не должны быть императивными. Их следует формулировать в виде деликатного совета, мягкой рекомендации: «Разрешите/можно ли порекомендовать Вам…», «Позвольте обратить Ваше внимание на…», «Я бы посоветовал Вам…» и др.

Пожалуй, наибольшую трудность для русскою человека представляет формулировка отказа выполнить какую-либо просьбу. Используйте следующие этикетные формулы: «Извините, я не в силах/ не в состоянии помочь Вам/ оказать содействие/ разрешить ситуацию…», «Простите, но я вынужден отказать Вам…», «Простите, я не могу выполнить Вашу просьбу», «Извините, сейчас я не могу этого сделать…», «Извините, но сейчас не время обращаться ко мне с такой просьбой…»

Чтобы извиниться, можно воспользоваться фразами тина: «Извините…», «Извините, я нечаянно…», «Простите меня, пожалуйста…», «Простите, я виноват, не смог сдержать слова…» и пр.

Ещё одна достаточно распространенная в этикетном отношении ситуация общения — прощание. Главное правило прощания — первым прощается тот, кто уходит.

Такие формулы прощания предлагают А.А.Акишина и

Н.       И.Формановс кая16:

Формулы Употребление
До свидания В любой ситуации
Всего хорошего, доброго С оттенком пожелания в любой
До встречи Вместо «до свидания», когда предполагается встреча

Голь дин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.

 

11рощайте На длительный срок или навсегда
Счастливо Непринуждённое, дружеское
Всего, привет, пока Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми людьми
Бывай, будь Нелитературное, грубовато- сниженное
Разрешите попрощаться, позвольте… Официальное
Разрешите откланяться, позвольте Официальное, употребляют люди старшего поколения

Очень важно так закончить беседу, чтобы общение продолжилось в следующий раз. Существуют традиционные варианты окончания беседы, которые также могут быть использованы в качестве формулы прощания: «Надеюсь, наше общение будет продолжено!», «Выло приятно пообщаться с вами!», «Рад знакомству!», «Давайте встретимся еще раз и поболтаем!» и т.д.

При помощи средств невербалики также можно показать собеседнику, что вы вынуждены завершит ь беседу: посмотрите на часы; если вы сидите, то немного приподнимитесь — это знак того, что вы собираетесь вставать.