3. Этика и психология речевого поведения в иноязычном дискурсе. Понятие 
этики, этикета и речевого этикета. 

Термин «этика» (от древ негр еч. «ethos» — нрав, привычка) изначально трактовался как привычный дом для совместного проживания. Впоследствии понятие приобрело совершенно иное значение: этикой называли неизменную природу явлений, нравы, обычаи.

В настоящее время этика причисляется к наукам и занимается изучением морального и нравственного облика человека. При этом поня тия «мораль» и «нравственность» в рамках этики синонимичны.

В силу гою, что наблюдается тесная взаимосвязь между моралью личности и нравственными нормами (общественной моралью?), можно дать следующее определение понятию «мораль» — это предмет этики; мера рассудительности и гуманности личности; совокупность субъективной оценки своих деяний индивидом и объективность этих поступков с точки зрения общества.

На протяжении всей истории человечества во главу этических учений ставились разнообразные проблемы.

Этику античности представляли древнегреческие философы: основным вопросом было определение блага. Сократ, например, полагал, что благо, добродетель — это знание. Диоген Синопский считал, что благо — это нравственная свобода личности, Аристотель характеризовал благо стремлением к совершенству. Поэтому можно говорить о том, что в античности добродетелью личности счи талось нечто выгодное (полезное) для общества в целом.

В средневековый период этика стала рассматриваться как религиозная

наука, центром которой выступал Бог. Августин Блаженный, Фома

Аквинский, так называемые огцы церкви, отстаивали христианскую мораль,

согласно которой благом считалось смирение и послушание. Православные

156

нормы отчасти были похожими на воззрения Аристотеля. В частности, Фома Аквинский определил два вида блага: нравственное (здравомыслие, объективность, надежность и сдержанность) и интеллектуальное (мудрость, знания и умения)33. Сочетание этих добродетелен, по мнению мыслителя, помотало человеку самосовершенствоваться. Отличительной особенностью христианской морали провозглашали веру в Творца, а не наблюдения и анализ различных сторон души человека. В то же время акгивно проповедовалась свобода воли, которой Бог, с точки зрения христианской этики, наделил человека из любви к нему. Тот, кто не любит, не может познать Бота.

Философы эпохи Возрождения вернулись к решению проблем, которые были актуальными для античных мыслителей. Вновь на передний план вышло созерцание души. Все, что способствует удовольствию, есть добродетель. Лоренцо Валла благом называл наслаждение (прежде всею, физическое), Пико делла Мирандола — достоинство.

В результате Реформации в христианстве выделилось новое направление — протестантство, согласно которому произошло обновление религии, идеалы и ценности стали принципиально новыми. Протестанты считали, что все люди от природы греховны. Для искупления своей вины человек должен усиленно молиться и служить людям. Именно при учете этого Бог, е точки зрения протестантизма, судит о желании человека спасти свою душу. Все, чего человек может достигнуть, не что иное, как данное Богом, но не личные способности. Исследованием этики протестантизма занимались М.Вебер, М.Лютер, Ж. Кальвин и т.д. А вот с реальной жизнью этику стали связывать в эпоху Нового Времени, как раз к этому периоду относятся работы Гоббса и Спинозы (последний рассматривал этику на основе рационализма).

Этика XIX века возвратилась к вопросам духовности.

Среди известнейших имён и концепций следует назвать Г’.В.Ф.Гегеля и его учение о мировом духе, Л.А.Фейербаха и его материализм.

Особым этическим течением XX века называют коммунизм, идеологами которого являлись Ф.Энгельса и К.Маркс. Последний следовал принципу «каждому — по потребностям» и считал, что от труда можно получать удовольствие путем развития своих способнос тей. Но в понимании Маркса любая деятельность подчинялась интересам общественного целого, поэтому человеку не предоставлялась возможность в полной мере выражать индивидуальность (т.е. проявлять себя, как личность).

В настоящее время ведётся много разговоров об этике современного общества. Многие исследователи придерживаются термина «постмодернизм». Термин был введён в 70-е гг. французским философом Ж,- Ф.Лиотаром, который обозначил им специфическую ситуацию, сложившуюся в обществе и повлекшую за собой падение высших категорий: Бога, автора и человека (гуманизма в целом).

Таким образом, этика — достаточно широкая область, в рамках которой рассматриваются те или иные идеи общества. Этические нормы являются неотъемлемой частью этикета.

Понятия «этика» и «этикет» связаны, хотя у них разное языковое происхождение. Этикет дословно переводится с французскою языка как «ярлык, церемониал, этикетка». Гонкое замечание сделал в XVIII веке Вольтер, сказав, ч то этикет — это разум для тех, кто его не имеет. Этикет не только сопряжен с практичностью деятельности людей, с точки зрения морали, но также и соединяет индивида с обществом, тем самым, дисциплинируя его.

Возникновение этикета датируется примерно 16 веком. В то время он был распространен в Европе преимущественно при королевских дворах и являлся сборником правил поведения в обществе. Образно говоря, этикет представлял собой социально одобренную модель двуличности, неискренности.

В настоящее время этикет определяется как свод норм, правил общения между людьми, а также поведения человека в обществе. Этикет — широкое понятие, так как включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, а это и обхождение с окружающими, и формы общения, и поведение в общественных местах, а также такие детали, как манеры и одежда

Под речевым этикетом подразумеваются различные обстоятельства общения и правила коммуникации в определенных ситуациях. Речевой этикет — неотъемлемая часть человеческой кулыуры и требует отдельного рассмотрения.

  • 2. Теории речевого этикета

Речевой этикет — это система принципов пользования культурными нормами языка: речевыми правилами различных ситуаций общения (приветствие, представление, прощание и т.д.); умением выражать свои мысли в виде суждений, тезисов, проблем и спорных положений; умение использоватьприёмы красноречия. Владение этими умениями крайне важно, так как они способствуют приобретению авторитета, доверия и уважения к говорящему. Знание правил общения позволяет человеку бы ть уверенным в себе, держаться непринуждённо в условиях коммуникации. Особенно это важно в деловой сфере, где впечатление о фирме часто создаётся по речи отдельного её представителя.

Речевой этикет выполняет несколько функций:

  • Функция отождествления, или идентификации. По тем или иным речевым формулам можно многое сказать о человеке. Представьте встречу деловых партнёров. «Здравствуйте, как Ваши дела?» — вежливое обращение выдаёт воспитанного собеседника и располагает к сотрудничеству. «Салют, как жизнь молодая?» —

использование сленга, обиходно-бытовая конструкция свидетельствуют о незнании речевых правил и, соответственно, о низкой речевой культуре.

  • Фагическая функция, или так называемая функция «социального поглаживания». По сути, «волшебные» слова «будьте добры», «пожалуйста», «извините за беспокойство» устанавливают комфортную для нас среду общения. Мы называем людей по имени-отчеству, чтобы показать, что они для нас значат и как нам хочется дальше с ними общаться.
  • Функция речевого действия. Функция реализуется в тех высказываниях, которые одновременно являются действиями, причём совершить эти действия, не произнеся ни слова, невозможно. Это касается, например, таких речевых жанров, как благодарность, совет, обещание — данные действия могут быть реализованы только с помощью языка.
  • Кумулятивная функция, или функция накопления. Этикет вбирает в себя многовековой опыт народа. Те или иные речевые формулы относятся к определённым временным (историческим) отрезкам: бью челом, нижайше кланяюсь и т.д.

Бесспорно,зная этикет, вы знаете и то общество, в котором он принят, а это является залогом эффективного общения.