1. Деловой этикет как необходимый компонент

профессиональной культуры

Многие люди уверены, что для построения своего бизнеса нужно иметь большое количество денег и выгодные для них знакомства. Отчасти это соответствует действительности, но, помимо крепкой финансовой базы, огромное значение имеет этический элемент деятельности. Он включает в себя ряд принципов, которым должен следовать каждый бизнесмен: это и деловая этика, и правила коммерции.

Значимая роль в деловом общении отводится этикету. Важными составляющими данною вида коммуникации являются личностные характеристики человека, условия деятельности, деловые отношения и, собственно, этикет.

«Деловой этикет — специфическая культура деловых отношений. Она включает в себя сложившиеся ритуалы и субординацию, служебный этикет, требования, предъявляемые к деловому общению, манеры поведения, стиль письма, телефонных разговоров, оформление бумаг, искусство вести переговоры и торги, культуру обеспечения рекламы, презентаций, этику

41

конкуренции» .

В настоящее время бизнесмены должны понимать, что добиться поставленных целей возможно только при тщательном соблюдении правил делового этикета. От следования этим канонам зависит репутация человека и степень его профессионализма. Нарушение правил этикета часто приводит к расторжению сделок и потере средств.

Все деловые контакты необходимо налаживать в соответствии с о пределен ной тактикой, неотьемлемой частью которой является четкий план действий, указывающий, на какие уступки при необходимости может пойти человек во время переговоров. Именно возможность или недопустимость компромиссов обуславливают стилистику диалогов в бизнесе.

Стиль проведения деловых переговоров может быть жестким (когда человек уверен в высокой степени твердости своей точки зрения и исключает возможные компромиссы)имягким (у человека сформирована определенная позиция, но он готов уступить при необходимости). Если вы предпочитаете жесткий стиль общения и ставите во главу угла борьбу и лидерство, то вашим преимуществом должна быть активная позиция на каждом этапе обсуждения. Активная позиция — это и нужная тема, и нужное время и место общения. Будьте инициативны, изредка давите на оппонента, при этом используйте тактические сюрпризы: экспертные оценки, козырные факты, предложения, замечания.

Деловое общение во время переговоров должно бы ть принципиальным но существу, то есть направленным на результат, полученный в ходе удачного сочетания мнений всех пар тнеров.

Основные принципы деловых коммуникаций зависят от отношения сотрудника к поставленной проблеме: объективного и субъективного.

Объективная оценка вопроса не обусловлена отношением собеседника к оппоненту: проблема предстает в натуральном виде, независимо от мнения участников переговоров. В таких переговорах нет абсолютной истины и собственной правоты: все точки зрения и основания изначально равны.

Субъективная оценка вопроса предполагает наличие диаметрально противоположных позиций у собеседников и напрямую зависит от отношения их друг к другу. При этом каждый участник переговоров считает свою точку зрения «единственно верной», порождая тем еамым соперничество. Собственная оценка представляется правильной только потому, что она «собственная»; точка зрения другого изначально неверна, т.к. это позиция противника.

В связи е этим можно упомянуть о «действии эффекта контраста, которое заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от нею; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнером, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции42».

В любом случае, удается вам найти компромисс или приходится «с боем» отстаивать свою позицию, держите себя в руках, стараясь проговаривать все детали четко и крагко. Умение грамотно излагать свои мысли свидетельствует о вашем профессионализме и компетентности. Если вы заранее предупреждены о том, что мнение оппонента противоположно вашему, постарайтесь как можно тщательнее подготовиться к предстоящему общению.

Степень профессионализма зависит от умения правильно общаться. Воспользуйтесь несколькими с о вечам и для эффективных деловых переговоров:

  • Четко формулируйте цель общения: она должна быть потенциально достижимой и всегда соизмерима с возможностями оппонента.
  • Поставьте себя на место оппонента: какая у него позиция и чем она определяется, обоснованы ли его претензии?
  • Будьте объективны: предметом разногласий должно быть отношение к проблеме, а не к оппоненту.
  • Принципы сторон должны быть чёткими, ясными и неизменными в течение всего разговора.

Язык помогает нам самовыражаться и общаться с окружающими. При помощи делового языка мы строим деловые отношения, независимо от формы их выражения (устные или письменные). Кроме того, общение не исчерпывается только высказываниями: большую роль играют невербальные средства общения, представленные эмоциями, жестами и манерами людей. За мимику и жесты отвечает в большой мерс подсознание, так что такие сигналы трудно подделать и соответственно им можно доверять.

Эффективное общение зависит не только оттого, как вы себя ведёте, но и от вашею умения воспринимать речь, т.е. слушать и читать, а также воспроизводить речь (говорить и писать). Пользуйтесь правилами активного слушания, соблюдайте правила деловой переписки и работайте над техникой речи, чтобы достичь поставленных целей. Грамотное использование видов речевой деятельности в деловом общении помогает понимать собеседника, прогнозировать его речевые действия.

Активное слушание даст возможность понимать цели, задачи и психологическое состояние собеседника в целом, что создаёт комфортную доверительную атмосферу общения. Доверительная атмосфера предполагает доброжелательное отношение к собеседнику, открытую демонстрацию своих целей, хорошие манеры и стремление преодолеть непонимание.

Непонимание в деловой беседе зависит от говорения. Во-первых, человек может говорить совеем не то, что действительно думает. Во-вторых, человек может говорить то, что уместно сейчас, но не то, что хотел сказать. И наконец, человек может проявлять излишнюю болтливость, не слушая других.

Эффективное говорение в деловом общении зависит от ряда качественных и количественных факторов13:

‘’Универсальный язык со временно га делового общения Л’ http://www.psycademy.ra.’pagc»/369»’

  • Правило необходимости и достаточности информации. Говорить следует не больше и не меньше, чем следует в конкретный момент.
  • Правило качества информации. Информация должна быть истинной и актуальной.
  • Правило соответствия. Не уходите от темы.
  • Правило стиля. Деловое общение требует чёткого ясною языка.
  • Правило коммуникативного этикета.

Предпосылками развития деловою общения стала специфичность употребляемою в нем языка.

Участники делового общения выступают в официальных статусах, определяющие разного рода нормы и правила поведения людей. Отличительной особенностью делового общения является то, что оно служит средством достижения определенных целей. При этом используются не только различные языковые приемы, но и средства невербальной коммуникации. В условиях конкурентоспособною рынка целью может быть получение максимальной выгоды (экономической, социально-политической и т.д.)

Этикет – установленный порядок  поведения  где-либо;   …свод  правил поведения, нормы  взаимоотношения  людей  в  зависимости  от  их  правового, социального, интеллектуального  статуса;  …система  правил  поведения   в общественных местах. При контактах с другими людьми.

Деловой  этикет  –  важнейшая  сторона   профессионального   поведения делового человека, менеджера, предпринимателя.

Деловое  поведение  –  система   поступков   индивида,   связанная   с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями,  подчиненными,  коллегами.   Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и  принятие решений, способствующих деловому успеху.

Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета и деловой этики — один из необходимых элементов вашего профессионализма.

 Мировые экономические связи обязывают деловых людей знать правила хорошего тона и других стран. Здесь нарушение правил этикета могут привести даже к разрыву деловых связей и обернуться потерей рынков сбыта. Правила делового этикета со временем меняются, некоторые из них в настоящее время утратили свою обязательность, например, элементы поведения по отношению к женщине. Еще недавно считалось, что мужчина должен непременно оплачивать счет в ресторане, если обедает в обществе женщины, распахивать перед ней двери, попускать ее вперед при выходе из лифта. Сегодня такие правила не являются обязательными. Современный деловой этикет рекомендует выходить из лифта первым тому, кто находится ближе к двери. Женщина надевает пальто сама, но если у нее при этом случаются затруднения, мужчина обязан помочь ей.

Быть просто вежливым и доброжелательным недостаточно. В деловом этикете общие принципы приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих основных правилах:

  • Будьте во всем пунктуальны
  • Не говорите лишнего
  • Думайте не только о себе, но и о других
  • Одевайтесь как принято
  • Говорите и пишите хорошим языком