1. Понятие «картина мира». Менталитет.

Как менталитет соотносится с картиной мира?

 

 

Картина мира (КМ) всегда выступала для человека важнейшим ориентиром жизнедеятельности, основой бытия, поскольку она представляет собой мировоззрение народа. Являясь общенаучным и общекультурным феноменом, КМ имеет сложную структуру и содержание, обусловленные генетически разными формами когнитивно-оценочной деятельности человека в разные исторические периоды.

Проживая в определенных природных условиях, в окружении своеобразной флоры и фауны, человек первоначально определял рамки КМ, исходя из своего непосредственного окружения. В ходе исторического развития человечества расширялись рамки познания мира, складывались особенности культурно-исторического развития разных народов, что наложило отпечаток и на КМ. С формированием культуры и национального языка народа возникло понятие национальной языковой картины мира.

В течение многих веков картины мира разных эпох накладывались друг на друга, ассимилировались, окрашивались этнокультурным миропониманием, вследствие чего усложнялись как структура, так и содержание КМ в целом. Следует отметить, что типология КМ, основанная на разных формах познания (мифологическая, религиозная, научная и т.д.) достаточно условна, поскольку в КМ каждого народа их элементы обязательно сосуществуют.

Специфика этнолингвистической КМ обусловлена ходом культурно-исторического развития народа, а универсальность в содержании и структуре определяется универсальностью самого процесса мироосмысления человека и способов его вербализации.

В структуре любой языковой картины мира можно выделить универсальный (общечеловеческий) и национально своеобразный компоненты содержания, обусловленные целым рядом экстралингвистических и языковых факторов. К факторам, обусловливающим наличие универсального (общечеловеческого) компонента в картине мира, относятся:

– принадлежность всех людей, народов Земли к одной цивилизации, к одному историческому времени;

– протекание жизнедеятельности людей в окружении одного и того же материального мира;

– универсальность биологической и социальной сущности человека, независимо от принадлежности к той или иной этнокультурной общности (нации);

– единые для всех людей земли законы мышления и единый механизм мыслительных процессов человека.

Все эти факторы определяют общее логико-семиотическое основание языков, обеспечивающее возможность взаимопонимания людей, говорящих на разных языках, но использующих универсальную систему знаков для формирования, передачи мысли и общения – язык.

Вместе с тем каждый национальный язык, наряду с общенациональными признаками, свойствами языков одной языковой группы/семьи, характеризуется спецификой отражения мира на уровне его миропонимания носителями языка. Разные народы видят мир в призме национального понимания. Даже слышат окружающий мир – мир звуков – представители разных народов по-разному и соответственно по-разному передают мир звуков с помощью фонетической системы национального языка.

В связи с этим к факторам, обусловливающим наличие национально своеобразного компонента в содержании ЯКМ, относятся:

– географические и климатические условия проживания народа;

– культурно-исторический опыт развития образа жизни народа;

– тип хозяйствования (оседлый или кочевой образ жизни);

– менталитет народа, психологические особенности миропонимания;

– верования, традиции и обычаи;

– особенности строения языковой системы.

Материальное окружение и формы жизнедеятельности народа – это онтологическая база его миропонимания. Именно образом жизни можно объяснить появление многих ключевых культурных концептов, образующих основу мировоззрения народа.

Важной отправной точкой в выявлении этнических особенностей мироосмысления и их выражения в языковой картине мира является определение системы ключевых мыслеобразов (менталитета), организующих смысловое пространство различных форм творческого осмысления мира человеком. Язык же играет первостепенную роль в вербализации этих мыслеобразов в единицах различных языковых уровней (словах, фразеологизмах, пословицах и поговорках) в содержании разных художественных тропов (метафора, олицетворение), в тексте художественного произведения. Причём, актуализируются в системе образов лишь те символы, которые имеют ценность для конкретного народа. Более того, один и тот же образ, культурный концепт по-разному осмысливается разными народами, что получает закрепление и в языке.

Познание мира человеком с целью использования полученной информации в организации своего бытия является постоянным процессом. Знания и представления о реалиях, свойствах и действиях объективной действительности, переработанные человеческим мышлением, закрепляются в языке и становятся ориентиром в жизнедеятельности целого лингвокультурного сообщества. Следовательно, картина мира, отраженная в национальных языках, это вербализованная система миропонимания. Иными словами, образ жизни народа – значит как живет народ, а образ его мысли – что он об этом думает и как это оценивает.

Образ жизни народа – это уклад его общественной, хозяйственной, семейной и иной жизни, которые сложились под воздействием многих факторов, среди которых ученые выделяют среду и условия обитания (Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев), культурно-историческое развитие, психологические особенности национального характера, влияние религиозных систем миропонимания и многое другое.

Различают лингвистические и психологические штампы, которые имеют разную онтологическую природу: если в языке на первый план выходит значение, то в мышлении – семантико-когнитивные ассоциации. Образ мысли народа – это система миропонимания как совокупность обобщенных образов мира, его реалий.

На самом начальном этапе осмысления объективной действительности человеком как представителем лингвокультурной общности необходимым является отбор объектов и реалий мира, которые составляют основу бытия людей. Естественно, что общечеловеческие концепты занимают главенствующее место в системе мировоззрения. Но даже они осмысливаются только через актуальные для конкретного народа реалии мира.

Следующим этапом в процессе осмысления объектов мира является аксиологическая оценка положительного или отрицательного воздействия этих объектов на бытие человека. Такая оценка дает установку носителю языка для формирования положительного или отрицательного опыта познания.

Например, понятие «холода» оценивается отрицательно в русском менталитете при характеристике межличностных отношений, а в менталитете южных народов (Африка) – наоборот, оно ассоциируется с благом (в речи русских и бирманцев фраза «Простились прохладно» наполняется разным противоположным смыслом в рамках особенностей культурно-исторического развития).

И, наконец, последним этапом формирования образа мысли народа является его вербализация, которая осуществляется в процессе всех трех типов членения объективной деятельности в мышлении человека – номинации, концептуализации и категоризации. Даже выбор конкретных языковых средств для передачи отдельно взятого смысла не случаен. Он отражает осмысление человеком сути реалии, явления, свойства, действия и т.д.

Естественно, что образы мира получают весьма различное воплощение в национальных КМ. Это обусловлено тем, что язык отображает один и тот же мир в обобщенных образах, отобранных народом из своего конкретного бытия. Эти образы объединяются в когнитивное пространство, которое является национально маркированным. Однако именно язык является единственным средством, способным помочь проникнуть в скрытую от нас сферу ментальности, ибо он определяет способ членения мира в той или иной культуре.