1. Национальный характер, менталитет, концептуальная

и национальная картины мира.

 

В мышлении каждого народа концептуализируется национальный образ мира. Данная концептуализация происходит на фоне формирования общей модели мира, под которой подразумевается образ мира как результат перекодирования сигналов, воспринимаемых индивидом из окружающей действительности. Образ мира универсален и национален, если представить модель мира в виде вещи, то ее структура может быть одинакова для многих народов, но, реалия всякий раз будет различной.

Национальную картину мира необходимо рассматривать в ракурсе общей картины мира. Так, исследователь национального менталитета Г. Д. Гачев вводит понятие «национальная целостность», под которым понимается «единство национальной природы» и «единство национального характера народа». Единство национального характера народа соответствует системе национального мировоззрения, особым типам мышления и сознания, характерным для представителей определенного этнического сообщества. Таким образом, национальная целостность при применении к традиционной культуре народа может не только описывать характерные особенности национального сознания, но и представлять национальную картину мира как единое целое. Национальная картина мира как единое целое может быть описана в виде упорядоченной системы представлений национальной общности о мире, окружающей действительности, опосредованных языковыми составляющими. Данное опосредование связано с соотнесением национального образа мира с национальными ценностями, которые представлены в национальной мифологии, философии, традиции, фольклоре и т.д. При этом именно мифология выступает важным элементом в системе механизмов национальной идентификации, играя роль компонента национального сознания как структурообразующего фактора этноса и национального самосознания.

В процесс формирования национальной картины мира входит освоение территории, адаптация человека к природной среде обитания, и, как результат, формирование образной картины осваиваемого пространства, зависящей от способа существования людей в этом мире. Л. Н. Гумилев говорил, что «первое, что формирует лицо народа — это природа, постоянно действующий фактор». Тело земли, климат, животный мир, растительность определяют род труда, а, следовательно, образ мира. Например, в произведениях американской литературы доминирует образ собаки как манифестация личности американца (произведения Дж. Лондона), а в русской литературе — образ тройки как манифестация души русского человека. Формирование национальных картин мира начинается с истории и трудовой деятельности. Таким образом, национальное – итог исторического развития народа.

Необходимо также отметить, что изменение национальных ценностей (смена культурно-ценностных доминант в обществе) вносит изменения в национальное мировоззрение и, следовательно, способствует эволюции национальной картины мира. Таким образом, национальная картина мира существует в диахронном пласте.

Принято различать языковую картину мира и концептуальную картину мира. Отражение мира в сознании, представления человека о мире, информация о среде и человеке — это концептуальная картина мира. Информация о среде и человеке, переработанная и зафиксированная в языке, — это языковая картина мира. Как видно из вышеизложенного, основанием дифференциации концептуальной картины мира и языковой картины мира является фиксированность и представленность информации в языке. ККМ может быть глобальной, общечеловеческой, поскольку заключает в себе логику человеческого мышления. В этом смысле ККМ у всех людей имеют общие черты, так как человеческое мышление осуществляется по единым законам. Однако у представителей разных эпох, разных социальных, возрастных групп, разных областей научного знания и профессий ККМ могут быть различными Люди, говорящие на разных языках, могут иметь при определенных условиях близкие ККМ, а люди, говорящие на одном языке, – разные. В концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное, социальное и личностное. Языковая картина мира обусловлена этническим языком и в нем репрезентирована, следовательно, она не может носить глобальный характер, хотя общечеловеческие элементы, безусловно, в ней представлены.

Лингвист В. А. Маслова полагает, что «концептуальная картина мира гораздо богаче, чем языковая картина мира». В доказательство приводится тот факт, что концептуальная картина мира может быть представлена с помощью пространственных (верх — низ, правый — левый, восток — запад, далекий — близкий), временных (день — ночь, зима — лето), количественных, этических и других параметров. В процессе познания мира человек постоянно развивает, корректирует концептуальную картину мира, и это происходит довольно быстро. Языковая же картина мира закономерно изменяется медленнее, она консервативна и долго хранит архаичные элементы ранних картин. ЯКМ в отличие от ККМ является более инертной и архаичной. Носитель языка не замечает это явление. Например, в выражении «Дождь идет» – Il pleut; It rains, под французским IL и английским IT понимается некий мистический субъект.

Таким образом, ЯКМ мира относится к ККМ как частное к целому, занимая при этом значительное пространство в ККМ, поскольку знание, внушаемое человеку родным языком, намного превосходит по объему и качественному разнообразию знание, полученное из всех других источников.